документація

четверг, 27 октября 2016 г.

Поможем малышу заговорить

Поможем малышу заговорить


Существуют специальные методики развития, которые подталкивают ребёнка к говорению, активизируют его внутренние потенциалы.
Обо всём рассказать невозможно, так как для каждого ребёнка подходят свои индивидуальные приёмы работы.
Но есть общие моменты, которые могут выполнять родители дома, в повседневной жизни и в совместных играх с ребёнком.
Для начала хочу предложить основные правила работы с детьми раннего возраста:
1. Ребёнок познаёт мир с помощью взрослого человека через подражание, следовательно занятия  с малышами базируются на подражании взрослому, его словам, действиям, движениям, а не на объяснении, беседе, внушении.
2. Элементы обучения нельзя навязывать, только через игру и положительные эмоции.
3. Для закрепления новых умений необходимо многократное повторение изученного.
4. Содержание материала для занятий с малышами требуе внимательного подбора, оно должно соответствовать детскому опыту.
5. Материал должен быть доступен ребёнку, усложнение одного и того же задания должно происходить постепенно от занятия к занятию. Нельзя торопиться: "Тише едешь, дальше будешь".
6. Внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно, значит игры должны быть короткими по времени, но содержательными по своей сути.
7. Игра должна иметь начало, продолжение и конец.
8. Новые навыки и умения малыша необходимы закреплять, используя их в самых разных бытовых ситуациях.
9. Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее ,хвалите их почаще.
10. Речь взрослого должна быть простой, чистой, без нарушений (недопустимо повторять за ребёнком неправильные слова); артикуляция должна быть чёткой, дети должны видеть движения губ взрослого.
Развитие общения и сотрудничества со взрослыми
Развитие эмоционального общения со взрослым
С точки зрения детской психологии первой формой общения для ребёнка становится именно эмоциональное общение со взрослым человеком.
Обычно маленькие « неговорящие» детки живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу в свои руки берут взрослые.
В эмоциональной игре от ребёнка не требуется проявлять активность, тем более не ставится цель что-то говорить, повторять за взрослым.
А если учесть, что часто малышей мучают требованиями:"повтори", "скажи", то такую ненавязчивую форму взаимодействия малыш принимает и с радостью включается в игру.
Именно положительный эмоциональный настрой и  отсутствие явных требований является наилучшей основой для проведения с ребёнком игр и выполнение заданий, стимулирующих речевое развитие.
К эмоциональным играм относят игры с использованием игрушек, контакт руками, телесный контакт.
Эти игры направлены на формирование навыка общения и требуют соблюдения некоторых условий:
1.Взрослый проявляет большую заинтересованность, активно организовывает взаимодействие с ребёнком, прилагает всевозможные усилия, чтобы увлечь ребёнка игрой.
2. Все игровые действия должны сопровождаться комментариями, речь эмоционально насыщенна, ровная, чёткая.
3. Взрослый поддерживает во время игры добрую и комфортную обстановку (не кричать, не ругать малыша, не показывать своего недовольства).
Игры на развитие эмоционального общения помогут настроить ребёнка на активное общение.
"Хлопаем в ладоши" - 1 вариант
Взрослый хлопает в ладоши со словами:
- Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним.
(Если у малыша проблемы в развитии и он не хлопает сам, то взрослый должен взять его ладони в свои и совершить хлопки ими).
"Хлопаем в ладоши" - 2 вариант
Взрослый подставляет свои ладони ребёнку и малыш шлёпает по ним своими ладошками:
- активизация звукоподражания (одновременно со шлепками повторять шлёп - шлёп, шлёп - шлёп...)
- активизация согласованной работы полушарий - нейропсихология (малыш шлёпает только левой рукой, только правой рукой и двумя руками вместе).
"Прятки"
Подготовить любую игрушку, с которой у малыша связаны положительные эмоции.
Взрослый показывает игрушку и называет её: "Это киса - мяу-мяу".
Прячет игрушку в коробочку (под ведро, под шляпу, в пакет, за ширму...).
- Ой, где киса? Кто прячется в коробочке?
Затем показывает игрушку.
- Ку-ку, это я, киса, мяу-мяу.
Важно: Когда Вы с ребёнком учите названия животных нельзя только называть звукоподражание (это ав-ав, это му ....).
Обязательно чётко сначала называйте название животного и только потом как животное говорит.
"Где шарик?"
Подготовить маленький шарик, мячик, который легко спрятать в ладони.
Взрослый показывает ребёнку шарик и предлагает поиграть, угадать в какой руке прячется шарик.
Каждый раз взрослый озвучивает результат: если малыш не угадал - "Нет, пусто. Попробуй ещё раз", если угадал - "вот шарик, молодец".
"Коготки - царапки"
Взрослый протягивает малышу свою ладони (смотрит вверх), ребёнок на неё сверху кладёт свою ладошку (смотрит вниз).
Сначала взрослый читает стихотворение и изображает котёнка. произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает детскую ручку:
У белого котёнка
Мягкие лапки.
На третьей и четвёртой строчках то сжимает, то разжимает пальцы - котёнок "выпускает" коготки.
Но на каждой лапке
Коготки - царапки.
Затем предлагает ребёнку изобразить котёнка.
После того, как малыш научится изображать котёнка, можно предложить игру в паре: взрослый гладит ручку ребёнка, затем делает вид, что хочет поцарапать её "коготками" (в этот момент ребёнок должен убрать ручки).
Потом ребёнок и взрослый меняются местами.
"Ладушки, ладушки,
Где были у бабушки......"
"Сорока - сорока......"
"Идёт коза рогатая......."
Развитие общего подражания
Одним из основных способов усвоения общественного опыта ребёнком является подражание.
Малыш повторяет происходящие у него на глазах движения или действия взрослого, пытается воспроизвести услышанную из его уст речь.
При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребёнка и превращаются  в навыки - теперь это его собственные действия, движения, речь.
Под общим подражанием (в отличие от речевого, о котором поговорим позже) понимают подражание движениям и действиям взрослого, а также мимике, жестам, манере поведения.
Способность малыша подражать действиям взрослого развивается постепенно. В случае, когда у ребёнка наблюдается отставание в речевом или общем психическом развитии, подражание требует специального обучающего воздействия со стороны взрослого.
Елена Янушко (автор ряда книг по развитию речи детей) предлагает следующую последовательность развития общего подражания:
- отдельные простые движения (поднимем руки вверх, потопаем ножками....)
- выполнение нескольких движений (хлопать в ладоши и ходить.....)
- выполнение действий с предметами и игрушками.
В помощь для эмоционального настроя рекомендовано использовать стихотворные тесты, содержание которых понятно ребёнку.
Важно: Играя с детьми, соблюдайте правила речевого сопровождения:
1. Инструкции просты и понятны.
2. Стихотворные тексты должны быть короткими, желательно знать наизусть.
3. Речь взрослого - пример для подражания.
Важно: Только совместная деятельность с ребёнком, делать все движения вместе с малышом!
Игры со стихотворными текстами
"Мишка"
Мишка косолапый по лесу идёт,
(хотьба вперевалку)
Шишки собирает
(делаем движения, как будто подбираем шишку)
Песенку поёт.
(открыть рот и спеть "аааааааа")
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,
(ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою топ.
(топнуть ногой)
Больше я не буду шишки собирать,
(погрозить пальчиком)
Сяду на машину
(имитация поворотов руля)
И поеду спать.
(ладошки по щёчку)
"Вот какие мы!"
Мы ногами топ, топ!
(топаем)
Мы руками хлоп, хлоп!
(хлопаем)
Головою круть, круть!
(вертим головой в разные стороны)
Мы себя ударим в грудь!
(расправляем плечи и несильно ударяем себя в грудь)
Погладили животики!
(круговыми движениями гладим живот)
Улыбнулись ротики!
(указательными пальчиками растягиваем уголки рта)
"Хлоп - шлёп"
Выполнять сидя на полу.
Хлоп раз!
(хлопок, удар ладошек по коленям на слово "раз")
Ещё раз!
(хлопок, удар ладошек по коленям на слова "ещё", "раз")
Мы похлопаем сейчас!
(хлопаем в ладоши)
А потом скорей, скорей,
Шлёпай, шлёпай веселей!
(ритмичные удары ладошек об пол)
"Птички"
Птички летели, летели
(взмахи руками как крыльями, можно на месте, можно двигаться по комнате)
На головку сели.
(кладём ладошки на голову)
Сели, посидели, дальше полетели.
(взмахи руками как крыльями, можно на месте, можно двигаться по комнате)
Птички летели, летели
На животик сели
(кладём ручки на живот)
Сели, посидели, дальше полетели.
Летели, летели, на диванчик сели.
Сели, посидели, дальше полетели.
(можно называть любую часть тела или какой либо предмет в комнате)
Птички устали и проголодались.
Кушать захотели.
Сели птички на ковёр, зёрнышки клюют.
(стучим пальчиками, пальчико, кулачком, просто рукой по полу, зависит от возраста и общего развития моторики.
можно озвучивать ам, ам, ам.......)
Игры с игрушками и предметами
Игры с кубиками
Более подробную информацию о том, как научить малыша конструировать.
При обучении играм с кубиками необходимо придерживаться определённого плана:
- строить башенки
- строить дорожки
- строить домики
- строить более сложные постройки.
Игры с мячиками

Игры с машинками
Цель: расширить представления детей о том, как можно играть с машинками.
- просто катать
- проезжать под воротами
- заезжать и выезжать из гаража
- въезжать на горку и съезжать с неё
- загружать и выгружать грузы
Важно: всё делать вместе и все действия озвучивать!
игры с куклами
Цель: расширять представления о том, какие игровые действия можно выполнять с куклой.
- укладывать спать
- одевать и раздевать
- кормить
- катать на коляске и в машине
- выполнять различные действия: ходит, пляшет, прыгает, лежит, сидит
Нужно ли мальчиков учить играть с куклой, а девочек играть с машинками?
Как показывает практика маленькие дети до 3 лет с удовольствием играют во все игрушки, не разделяя их по половому признаку.
Такие игры расширяют представления детей, совершенствуют моторику, способствуют наполняемости словаря малыша.
Развитие делового общения
Деловое общение - это взаимодействие двух и более людей, преследующее определённую цель.
Основным средство общения между людьми является речь.
В общении с неговорящим малышом взрослый берёт на себя взять активную роль: рассказывать, объяснять, показывать, задавать вопросы, предлагать различные варианты взаимодействия.
Ребёнок не может с помощью речи общаться со взрослым, но у него есть большой запас возможностей донести до другого человека информацию чего он хочет: издаёт звуки, жестикулирует, показывает на предмет...
Очень часто мы с вами понимаем его и сразу выполняем всё о чём он просит и у малыша не появляется потребности говорить. Зачем  напрягаться? Меня и так все понимают.
Если же его не понимают, он злиться, плачет, дерётся или замыкается в себе. Что может привести к негативным последствиям для его развития.
Что же делать в сложившейся ситуации?
Взрослый должен очень внимательно относиться к каждой ситуации,  в которой ребёнок проявил инициативу и приложить все необходимые условия к тому, чтобы малыш был понят.
С другой стороны, не следует забывать, что речь ребёнка будет развиваться  при условии приложения с его стороны определённых усилий, поэтому не следует предугадывать любое желание.
Существуют специальные варианты помощи, которые можно использовать в ходе общения с ребёнком.
1. Обучение ребёнка выражать свои мысли любым доступным ему способом.
Данный вариант хорош только на начальном этапе, нельзя долго оставаться на жестах, звуках и движениях.
Пример:
Ребёнок берёт взрослого за руку и подводит к полке с игрушками. Взрослый просит: "С кем ты хочешь поиграть? Покажи.", предлагая ребёнку использовать указательный жест.
Если игрушки нет  в поле зрения, взрослый просит объяснить какую игрушку малыш имеет в виду, предлагая ребёнку воспроизвести характерный для игрушки звук (а-а-а укачивание куклы) или
назвав её аморфным словом (ав, ко, би.....).
2. Озвучивание желаний ребёнка посредством речи.
Если взрослый угадал желание малыша, то нужно озвучить его. При этом необходимо побуждать ребёнка отвечать любым доступным ему способом (кивок головы.....).
Данный вариант также используют в начале работы, когда у малыша ещё нет достаточного речевого арсенала.
Пример:
В игре на развитие звукоподражания использовались различные игрушки: собака, кошка, корова. Игра поводилась второй раз. Неожиданно во время игры ребёнок стал просить, озвучивая своё желание аморфным словом "ка-ка". Педагог вспомнил, что в предыдущий день в игре участвовала утка,
и озвучил желание ребёнка следующим образом: "Ты утку зовёшь? Давай вместе позовём: Ут-ка, ут-ка. Иди сюда. Вот пришла к тебе утка. Кто это? Ут-ка. Утка здоровается с тобой: кря-кря".
3. Предложение ребёнку выбора из нескольких вариантов.
Данный вид помощи подходит если непонятно, что ребёнок просит. Чаще в незнакомой обстановке.
Пример:
На занятии ребёнок обратился ко взрослому , произнося длительный звук:"у-у-у-у". Эти звуком в разных ситуациях обозначался вой волка и гудение самолёта. Взрослый ответил на предложение ребёнка вопросом: Во что ты хочешь играть? В волка или самолёт?"
Малыш в ответ начал раскачивать руками - самолёт. Взаимопонимание достигнуто.
4. Наводящие вопросы.
Основная цель таких вопросов - уточнить желание малыша.
На начальном этапе работы вопросы должны задаваться так, чтобы ответ на них был однозначным: "да" или "нет". В дальнейшем необходимо "заставить" ребёнка ответить словом или фразой.
Очень хорошо данный вариант действует при совместной творческой деятельности взрослого и ребёнка ( сюжетное рисование, лепка, аппликация).
Пример:
Взрослый берёт большой лист бумаги, карандаши и предлагает малышу нарисовать любую сюжетную картину, в нашем случае дождик.
"Вот чёрная туча. Ты тоже возьми чёрный карандаш и нарисуй чёрную тучу. у тебя туча будет большая или маленькая; белая или чёрная? Загремел гром и из тучи начал капать дождик (прямые линии сверху-вниз). Я беру синий карандаш и рисую сильный дождь. Ты тоже возьми синий карандаш и нарисуй дождь. Что ты рисуешь? Какой у тебя будет дождь сильный или слабый?
Откуда полился дождь? А под дождём на земле стала расти зелёная травка (короткие прямые линии). Я беру зелёный карандаш и рисую зелёную травку. Возьми зелёный карандаш и тоже нарисуй травку. Что ты рисуешь? Какого цвета травка красная или зелёная?"
После каждого вопроса следует делать паузу и ждать ответа от ребёнка.
Вышеперечисленные способы помощи используются гибко, учитывая конкретную ситуацию. Как показывает практика ребёнок с благодарностью воспринимает помощь взрослого.
Каждый вариант можно менять: усложнять или упрощать, зависит от речевых возможностей малыша и наличия каких-либо неврологических проблем.
Самое главное - диалог между взрослым и малышом всегда должен оканчиваться положительным результатам.
Развитие слухового восприятия
Развитие слухового воспрятия относится к сенсорному развитию и идёт в двух направлениях. С одной стороны, развивается неречевой (физический) слух - восприятия обычных звуков окружающего мира; с другой стороны формируется фонематический слух - восприятие речевых звуков.
Неречевые звуки большое значение имеют в ориентировании человека в окружаюшем его мире.С самого рождения малыша окружают различные звуки: шум машин, тиканье часов, шум пылесоса, лай собаки.....
Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) одна из важных способностей человека, которую необходимо развивать с первых лет жизни.
Работу и игры по различению звуков небходимо проводить учитывая строгую последовательность:
- Звуки природы: шум дождя, шелест листьев, журчание воды, свист ветра....
- Звуки, которые издают животные и птицы.
- Звуки, которые издают предметы и материалы: шуршание газеты, шум фена, скрип двери, стук молотка.....)
- Транспортные шумы: сигнал автомобиля, сигнал поезда, гудение самолёта.....)
- Звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремешки, свистульки, пищалки......)
- Звуки детских музыкальных игрушек (пианино, металлофон, дудка.....)
"Кто там?"
Для проведения игры необходимо наличие двух взрослых или ширмы.
Цель: различение на слух звукоподражаний и подбор соответствующего изображения.
Один взрослый стучится в дверь (находится за дверью) и подаёт сигнал - крик животного или птицы.
Другой взрослый прислушивается и задаёт вопрос малышу: "Послушай, кто там стучится? Как его зовут?"
Ребёнок должен ответить любым доступным ему способом: слово, звук, показ картинки или игрушки.
"Давай откроем дверь и посмотрим угадал ли ты гостя?"
Игра продолжается до 5-6 игрушек.
"Найди картинку"
Для игры нужны парные картинки.
Цель: развивать умение правильно понимать и дифференцировать слова.
Взрослый кладёт перед ребёнком несколько картинок (парные картинки он держит в руке)и предлагает показать какие предметы он назовёт. Взрослый называет один из предметов, малыш находит этот предмет и показывает его, в этот момент следует задать вопрос:"Что это?" и добиться какого-либо ответа.
Затем такую же картинку необходимо положить рядом с картинкой ребёнка и похвалить его.
Важно: со временем желательно подбирать слова сходные по звучанию: кит, кот, конь; дом, дым; точка уточка, удочка........
"Слушай и выполняй"
Для детей с особенностями и проблемами в развитии при затруднении подключать куклу, которая всё делает правильно, а ребёнок повторяет.
Цель: развивать умение правильно воспринимать и выполнять инструкцию.
Ребёнок стоит в некотором отдалении от взрослого. Взрослый предупреждает ребёнка:
" Я тебе буду давать команды, просить что-то сделать, а ты должен внимательно слушать и выполнять"
Команды давать разные: "Подними руки вверх", "Попрыгай, как зайчик", "Кинь мне мяч", "Похлопай в ладоши", "Поставь пирамидку на полку" и т.д.
Важно: команды сначала должны быть простые, затем следует их усложнять: "Достань из ведра кубик, отнеси его на кухню и поставь на стол."
"Что гремит, что стучит"
Цель: различать на слух предметы по их звучанию.
Сначала познакомить ребёнка со звуками, которые издают подобранные предметы (у телефона - гудок, у резиновой игрушки - писк, погремушка гремит).
Затем за ширмой произвести один из описанных звуков и попросить малыша показать тот предмет, который издал этот звук.
Далее следует усложнять задание: не показывать какой звук издаёт тот или иной предмет. Ребёнок должен сам, перебирая игрушки, догадаться,что звучало.
Развитие дыхания
При работе над развитием речи нельзя забывать о правильном дыхании, а конкретнее о речевом выдохе.
Речевой выдох должен быть плавным и длительным. Существуют определённые параметры правильного речевого выдоха:
- Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот (набираем полную грудь воздуха);
- Выдох происходит не толчками, а плавно;
- Губы во время выдоха не сжимать, а складывать трубочкой;
- Выдыхать следует пока не закончится воздух.
"Ветерок"
Перед началом игры необходимо подготовить материал: кусочки ваты, бумаги, султанчики, ёлочное украшения "дождик" и т.д.
Учить сдувать кусочки с ладошки, заставить зашевелиться полосочки у султанчика и у "дождика".
Все предметы необходимо обыгрывать. Кусочки ваты - идёт снег, разноцветные кусочки бумаги - салют, султанчик - волшебное дерево ...
Важно: следить, чтобы ребёнок стоял или сидел прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, выдвигал губы вперёд и не надувал щёки.
"Весёлые шарики"
Для игры необходимо иметь лёгкий небольшой шарик.
1 вариант
Шарик лежит на одном краю стола, надо подуть так, чтобы шарик укатился на другой край.
2 вариант
Играют два человека, сидят напротив друг друга. На столе посередине прочерчена линия, граница. Задание состоит в том, чтобы не дать шарику попасть на свою сторону стола.
3 вариант
Футбол. Закатить шарик в импровизированые ворота.
"Утята"
Для игры подготовить резиновых утят (можно заменить на бумажные кораблики и т.д.).
Поставить таз с водой (можно играть в ванне), запустить в него уточку и дуть на уточку, чтобы она плавала в разных направлениях.
"Буль - буль"
1 вариант
Выдувать пузыри в стакане через трубочку.
2 вариант
Добавить в стакан мыльный раствор и продолжать выдувать пузыри.
Для развития речевого выдоха также можно использовать свистульки, дудки, свистки, надувать воздушные шарики.

Развитие речевого дыхания
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает в будущем правильное произношение звуков, слов и фраз.
Речевое дыхание - это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз.
Приступать к тернировке речевого дыхания можно только после выработки правильного речевого выдоха.
Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов, фраз.
"Песенки"
Пропевать гласные звуки:
- "а"- широко открыть рот
- "о"- делаем губы круглыми
- "у"- тянем губы вперёд, но не сжимаем, трубочка
- "и"- губы растягиваем в улыбке
- "ы"- губы приоткрыты, небольшая улыбка, напрягать горло
Данные распевки не только тренируют речевое дыхание , но и способствуют активизации речевой активности, а также это прекрасная артикуляционная гимнастика.
Целесообразно к пропеванию песенок подключить движения, которые со своей стороны стимулируют речевую зону.
"А" - обхватить, обнять себя руками, во время произнесения звука развести руки широко в стороны.
"У" - прижать руки к груди, ладони смотрят вперёд, во время произнесения звука вытянуть руки вперёд
"И" - сжать пальцы в кулак, поднять указательный палец на обеих руках, во время произнесения звука тянуться пальчиками вверх, одновременно приподнимаясь на мисочках.
"О" - прямые руки опустить вниз вдоль туловища, во время произнесения звука через стороны поднять руки вверх и соединить их в кольцо.
"Ы" - сжать кулаки, упереть их друг в друга напротив груди, при произнесения звука с силой сдавливать кулаки.
После успешного выполнения, описанного выше упражнения, соединяем гласные в звукокомплексы ау, иа, оа..........
"Шарик сдулся"
Произносить согласный звук "ф", одновременно выполняя упражнение:
расставить руки широко в стороны - получился шар, при произнесении звука "ф" сводить руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнять себя за плечи - шарик сдулся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий